Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года рассматривает воспитание в
дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование
стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость
в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе
дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим
образованием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО -
это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему,
условиям реализации и результатам освоения Программы.
ФГОС ДО предусматривает:
совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию;
предмет регулирования
- отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной
программы дошкольного образования (далее Программа);
Образовательная
деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями;
положения Стандарта
могут использоваться родителями (законными представителями) при получении
детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования представляет собой
совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного
качественного образования посредством:
расширения
возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка
дошкольного возраста;
обеспечения условий
здорового образа жизни и безопасности ребенка;
приобщения детей через
соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
развития интереса и
мотивации детей к познанию мира и творчеству;
реализации вариативных
образовательных программ;
соблюдения прав
ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
Стандарт направлен на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества
дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и
результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт учитывает все периоды детства от 2 месяцев до 8 лет
Стандарт является основой для разработки Программы и
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию
Стандарт включает в себя требования:
к структуре Программы
и её объему
к условиям реализации
Программы
к результатам освоения
Программы
Образовательные области (в соответствии с ФГОС ДО):
1. Социально-коммуникативное
развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое
развитие
5. Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено:
- на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания,
- формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в Организации;
- формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и
творческой активности;
формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает:
владение речью как
средством общения и культуры;
обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы;
формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление
эстетического отношения к окружающему миру;
формирование
элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора;
стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает:
приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость;
способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также
с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами;
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании
полезных привычек и др.).